Сайт "Российской газеты", 24 ноября 2009 г.

 

"Кто" там

Спектакль-триллер Максима Виторгана в "Другом театре"

 

От Максима Виторгана ждешь чего-то легкого, смешного и воздушного. На такое ожидание повлияли вовсе не театральные работы артиста, сына Эммануила Виторгана и Аллы Балтер, а веселая и остроумная компания Максима. Дружба с "Квартетом И", Михаилом Козыревым и другими вылилась в спектакли и фильмы "День выборов" и "День радио". И телепрограммы, где Максим пробовал себя в качестве режиссера, - "НеГолубой огонёк" на REN-TV и "Первая Ночь с Олегом Меньшиковым" на НТВ - тоже оставляли впечатление талантливой легкости и хулиганства. Поэтому, когда приходишь на первый спектакль, где режиссером значится Максим, и видишь на афише название "Кто" и обозначенный жанр "триллер" - берет оторопь. И вроде бы и тут не обошлось без друзей из "Квартета И" (спектакль поставлен в "Другом театре" - любимом детище "Квартета..."), и идет в том же ДК им. Зуева, но сразу же настраиваешься на серьезный лад - хотя и сама себе при этом не веришь. Ну хоть где-то он проколется, и допустит жест или остроту, которые заставят воспринимать все происходящее на сцене с улыбкой.


Ничего подобного. Для постановки выбрана пьеса Ариэля Дорфмана "Смерть и девушка". И сделана она так, что зал смеется лишь в некоторых местах. Но скорее от странности происходящего; это нервное.
Видно, что это произведение Виторган ставил тщательно, долго работая над каждой деталью. В дом к свеженазначенному главе государственной комиссии по расследованию по имени Марк (актер Андрей Ильин) приходит человек Роберт (Сергей Белоголовцев), который случайно помог ему дождливой ночью на шоссе - спустило колесо, а запаски и домкрата не оказалось под рукой. Но почему-то на следующее утро высокопоставленный хозяин находит гостя связанным и с кляпом во рту, а вокруг него с ножом и пистолетом носится жена Марка (Елена Ксенофонтова).
Спектакль о силе преступников и слабости жертв для пущей актуальности сделан в формате бэкграунда к телевизионному ток-шоу. Прием синтеза сценического действа и телевидения в последнее время все чаще используется в театральных постановках. Видимо, подоплека в том, что так зрителю, привыкшему к массовому искусству, поступающему в большом количестве с телеэкрана, будет легче понять, что именно происходит. Но в данном случае прием оправдан. Еще и тем, что Сергей Белоголовцев, которого зритель знает как кавээнщика и шоумена, перевоплощается не только в ночного гостя, но и - в конце спектакля - в ведущего ток-шоу, эдакого Сергея Минаева в "Честном понедельнике". Он проговорит и переговорит все, передернет любые факты, и аудитория будет ему аплодировать, сама не зная за что, и смеяться, сама не понимая чему.
Андрей Ильин хорош в честности и порядочности - чертам, которыми должен априори обладать его герой - Марк. Актера в его положительности даже воспринимаешь больше, чем положено по характеру его персонажа. Не такой уж он и "светлый", как выясняется в процессе происходящего. И совсем теряется в несправедливом мире и неоднозначных людях героиня Елены Ксенофонтовой. Максималистка в решениях, что подчеркнуто даже одеждой (авторы костюмов - известные модельеры Анна Чистова и Марина Эндоурова - нарядили героиню в однотонные цвета: бежевый, серый, ярко-красный), она не видит иного выхода для жертвы, как убийство. Только не может понять, с кем покончить: с собой и невозможными мыслями, одолевающими ее, или с негодяем, беспощадно отомстив ему.Что, безусловно, удается Максиму Виторгану, так это захватить зрительское внимание и не отпускать его все два часа без антракта - время, которое длится спектакль. При этом на сцене практически отсутствуют декорации, или скажем так: они сделаны в стиле жесткого минимализма. И даже кропотливо подобранная музыка звучит немного, чуть-чуть, не отвлекая на себя внимание.
Так что если встанет выбор посмотреть актуальный интеллектуальный триллер в кино, как привыкли, или сходить в театр… Эмоции получите те же, но не от спецэффектов, а от постановки и глубины игры актеров. И всего на полчаса дольше.

Сусанна Альперина


 

в начало